← Кино

В плену азарта


16820
Антон ШатровСб, 17 октября 2015
← Кино

В плену азарта


Сб, 17 октября 2015
16820

Дуэт Шакила О’Нила и Пенни Хардуэя, один из самых колоритных кинотренеров в истории и оскароносный режиссер — вот лишь некоторые из причин, по которым стоит посмотреть «Азартную игру».


Множество смыслов


Оригинальный смысл выражения «Blue Chips» настолько витиеват и неуловим, что для его правильного перевода необходимо выпускать целый томик с аннотациями и подсказками, поясняющими транскрипцию. Дело в том, что с этим словосочетанием крепко-накрепко связаны сразу несколько ассоциативных понятий, и баскетбол из них занимает далеко не первое место. Дословный перевод — «голубые фишки» — отсылает скорее к картам, покеру. В производственной терминологии chips — это мелкие гранулы, из которых формируют целостное изделие. «Hey you, chip» — это уже стандартное обращение более старшего населения к подросткам в ряде штатов. Тем, кто переводил фильм «Blue Chips» в России, не было особого дела до лингвистических тонкостей, поэтому, коротко пробежавшись взглядом по описанию, дистрибьютеры просто и без премудростей наименовали его «Азартная игра» и... невольно выразили одну из самых важных особенностей работы Уильяма Фридкина. Несмотря на фамилию режиссера, который за свою карьеру снял такие знаковые для мирового кинематографа картины как «Экзорцист» и «Французский связной» и вполне себе художественные приемы, «Азартная игра» — это не совсем даже фильм в полном смысле этого слова.
 


Это такой хитрый эксперимент, в котором создатели попросту взяли реальные обстоятельства с реальными лицами и поместили в них профессиональных актеров. Вся драма университетской команды «Уэстерн Юниверсити Долфинс» разыгрывается практически в реальных декорациях и показывает нелицеприятную изнанку студенческого баскетбола. Пожалуй, даже в большей степени нежели актерами, экран заселен выдающимися баскетбольными личностями североамериканского баскетбола: Боб Коузи, Бобби Найт, Ларри Берд, Мэтт Пэйнтер, Бобби Херли, Дик Витэйл, Рик Питино, Джерри Тарканян, Кевин Гарнетт, Рик Фокс, Аллан Хьюстон. Реально существующие баскетбольные агенты, тренеры, игроки, комментаторы, узнавать которых тоже своего рода азартная игра, проверка на знание матчасти для истинных любителей баскетбола. Наличие этой «живой» атмосферы позволяет еще больше приблизить зрителя к сюжету, который основывается вроде бы не на конкретной реальной истории, но является производным от многочисленных случаев нарушений в студенческом баскетболе. Взятки, запрещенные способы воздействия при вербовке игроков в команду, вертикаль власти, при которой деканы учебных заведений практически вынуждают тренеров идти на нарушения правил ими же, деканами, и установленными. Если каноническая для каждого любителя баскетбола драма Спайка Ли «Его игра» (вышедшая, кстати, гораздо позже и многое почерпнувшая у «Азартной игры») больше фокусируется на отношениях отца и сына, то фильм Фридкина — это хладнокровный взгляд на то, что с обманом и жульничеством спортсмену приходится столкнуться задолго до того, как он попадает в профессионалы.


В плену азарта



Четыре кита


Фридкин не хотел ударяться совсем в документалистику, но и брать абы кого для того, чтобы написать сценарий к фильму, тоже не собирался. Поэтому его выбор пал на Рона Шелтона, человека, который всю свою карьеру кинематографиста посвятил фильмам, связанным со спортом. Это именно он, можно сказать, дал путевку в жизнь Кевину Костнеру своим фильмом о бейсболе «Дархэмский бык», он же поставил биографическую драму «Кобб» с Томми Ли Джонсом о судьбе выдающегося бейсболиста. И он же поставил лучшую комедию о баскетболе «Белые не умеют прыгать». Помимо всего этого, Шелтон написал сценарий и снял картину «Бей в кость», которая по мнению многих боксерских экспертов очень ярко отражает палитру этого неблагодарного ремесла.

Шелтон знал о чем писал, ведь он отыграл в профессиональной бейсбольной команде высшей лиги «Балтимор Ориолес» четыре сезона. Причем в то время (1967-71), когда профессиональный спорт не был регламентирован, в правилах была уйма дыр и лазеек для обмана, а победители чаще мухлевали за пределами поля нежели на нем. Шелтону не нужно было тратить время на то, чтобы вникать в разные нюансы с целью, чтобы все выглядело убедительно. Он четко расписал характеры четырех основных персонажей — трех подающих надежды игроков и тренера, каждый из которых имеет свои резоны связываться друг с другом. Чтобы привлечь внимание к картине, Фридкину пришлось в буквальном смысле повторить судьбу главного героя — тертого жизнью тренера, который готов пойти на все ради успеха. Точно так же, как и персонажу Ника Нолти, Фридкину, по его словам, приходилось красть, врать и уговаривать, чтобы заполучить к себе в фильм самую большую звезду НБА на тот момент — Шакила О’Нила.


Надо сказать, что Фридкину несказанно повезло. После фурора, произведенного своим появлением в НБА, Шак принялся монетизировать свой личный бренд всеми возможными образами и с готовностью брался практически за каждый проект. Здесь авторам фильма здорово помогла хорошая кредитная история Фридкина, здорово прописанный сценарий Шелтона и знакомая Шаку обстановка. Его персонаж — Нион Бундо — такой же добродушный открытый парень, выходец из луизианских топей, который при первом появлении на экране с шаковским азартом слэмит в какие-то абсолютно нелепые кольца в деревенском бараке. Едва ли О’Нилу удалось заставить нервничать Лоуренса Оливье или Иннокентия Смоктуновского, но этого и не требовалось. Близость типажей позволила ему достоверно выглядеть в кадре, и быть своего рода тем самым chip — кусочком, из которого складывается единое целое.

Чуть сложнее была задача у партнера Шака по «Орландо» Анферни «Пенни» Хардуэя. Его персонаж — Бутч Макрэй — куда изощреннее, он более образован, умеет ценить себя и готов сделать многое, чтобы другие делали то же самое. Из всех трех баскетболистов за ним, пожалуй, интереснее всего наблюдать. Третье дарование воплощено на экране усилиями Мэтта Новера, и несмотря на то, что он так и не сделал профессиональную карьеру, очень долгое время его считали наследником традиций Ларри Берда. «Большая белая надежда», выросшая на периферии под чутким присмотром и влиянием родителей. Таков и его герой Рикки Роэ, который зачастую чересчур доверяет самым близким, а не себе. Кстати, в реальной жизни Новер, как и Хардуэй, так же встречался с Шаком — Мэтт играл в финале университетского чемпионата против команды О’Нила и в итоге не сдюжил против «Дизеля».


В плену азарта



До сих пор в чести

И всё же, несмотря на громкие баскетбольные имена и солидное экранное время, «Азартная игра» ассоциируется прежде всего с Тренером Питом Беллом, которого с явным удовольствием воплощает Ник Нолти. Белл говорит правду только для того, чтобы его очередная ложь звучала убедительнее. Нещадно орет на тех, кто ему дорог и со всей известной ему тактичностью и вежливостью изучает соперников, лишь бы найти у них уязвимое место. Это маленький тайфун эмоций, который концентрирует на себе внимание, когда за баскетболистами становится скучновато следить, и который умело стихает во время важных, связующих моментов фильма. Его персонаж фактически стал нарицательным — он постоянно фигурирует в списках самых лучших кинотренеров, ведя упорную борьбу с Аль Пачино из «Каждого воскресенья», Самуэлем Л. Джексоном из «Тренера Картера» и многими другими. Сам фильм, собственно говоря, повторяет судьбу главного героя. Он не так популярен в среде киноманов, но занимает почетное место на полке любого, кто внимательно отсматривал каждую массовую сцену, стараясь разглядеть в ней мелькнувшее лицо звезды НБА. Те, кто любят эту азартную игру и ценят баскетбол 90-х, до сих пор отдают дань уважения «Blue Chips». Среди них, например, один из самых самобытных рэперов современности Action Bronson, который два своих микстейпа назвал в честь фильма и даже снял забавный трейлер второй части с самим собой в главной роли.

Так что не слушайте рафинированных специалистов, которые говорят, что «Blue Chips» — это какой-то замшелый анахронизм. Классика со всеми ее плюсами и минусами остается классикой.

Андрей Кириленко

Блог Андрея Кириленко

«Когда ты в команде, то должен помогать своему партнеру»

63420
4-я четверть
Понравилось? Поделись с друзьями:
Реклама Победный мяч 2017

или чтобы оставлять комментарии на сайте

Победный мяч 2017

Другие интересные статьи

Другие интересные статьи

Jr NBA 2017

Facebook

#shkola_20

Присоединяйся

Наши партнеры

Отправить список упражнений
по электронной почте
Урок 4

Вы можете указать несколько адресов, разделяя их запятыми

Поделится списком упражнений
в социальных сетях
Урок 4

Распечатать список упражнений
Урок 4

Отправить запрос
в редакцию

Отправить запрос в редакцию

Email не найден


Новый пароль отправлен на почту.